Болгарский опыт организации туризма

03.07.2018

Экспертами нашей организации реализуется проект по привлечению внимания будущих туристов к территориям около города Алчевска. В этом случае вполне может пригодиться опыт других стран. После описания «зеленых картинок» из Польши и показа некоторых ярких моментов из практики США, представляю рассказ о подходах к вопросам туризма в Республике Болгария. Когда-то Болгария считалась практически 16-й советской республикой. Сегодня всё очень изменилось. Болгария вступила в НАТО в 2004 году, а в Евросоюз – в 2007. В болгарской экономике туристический бизнес играет одну из наиболее перспективных и ключевых ролей. Что мы можем взять для себя полезного из опыта Болгарии, а от чего надо отказаться?

Еще во времена существования Советского Союза эта страна уже славилась своим туризмом. Многие наши граждане ездили в Слынчев Бряг, Албену, Золотые Пески. А кто не бывал там, то уж точно слышал об этих замечательных болгарских курортах. Сегодня качественный и недорогой отдых в Болгарии привлекает многих туристов из Венгрии, Австрии, России, Германии и других стран.

Что привлекает в Болгарии приезжих, кроме невысоких цен? Удобные рекреационные зоны, чистое море, культурные и исторические памятники. Старая Болгария также интересует туристов: замки, деревни с восстановленными ремеслами, монастыри, национальная кухня – лепешки и чорпа, домашний сыр, водка-ракия и вино.

В наши дни туризм в Болгарии действительно развивается очень активно. Правительство страны относит туризм к приоритетной отрасли экономики. По словам местных чиновников, чистая прибыль за 2012 год от туристического бизнеса составит примерно 6 миллиардов евро, что равно 8% общего валового национального продукта.

В целом инфраструктура туризма в стране развита хорошо. Черноморские пляжи в Болгарии насчитывают свыше 200 км. Хорошая автострада Балчик-Варна-Бургас-Поморье проходит вдоль всего побережья. Здесь располагается непрерывная сеть ресторанов и отелей различных ценовых категорий, которые представляют услуги в соответствии с любыми средствами и на любой вкус. В горных районах идет активное развитие лыжных курортов Боровец, Банско, Пампорово и других.

Государственные структуры активно сотрудничают с предпринимателями и частными фирмами. В Болгарии контролером выступает именно государство. Оно выдает лицензии провайдерам туристических услуг: гидам, перевозчикам туристов, сопровождающим в маршрутах. При этом определенные ассоциации выдают сертификаты достоинством 1-5 звезд не одним отелям, но также ресторанам, кафе, даже специальным автобусам! Эти сертификаты демонстрируют наличие главных и дополнительных услуг, а также уровень обслуживания. Ведь от этого непосредственно зависит цена проживания, обеда, проезда.

Однако присутствуют серьезные проблемы охраны природных и исторических ценностей. Эти проблемы сегодня в Болгарии намного актуальнее, чем кажется. Сказывается низкий уровень жизни, который приводит к отклонениям в коммерческую сторону. Большое количество зданий и культурных памятников находится в плачевном состоянии. Местная администрация отдает их в аренду, не задумываясь о будущей судьбе этих объектов. Так, недалеко от курорта Солнечный Берег расположен известный городок Несебер, который был внесен в списки исторического наследия ЮНЕСКО. На первый взгляд, создается впечатление, что здесь неплохо функционирует туристическая инфраструктура. Транспорт вовлечен в бесперебойный трафик, гидами проводятся экскурсии, присутствует много баров, магазинов, туалетов.

Практически все исторические объекты сопровождаются информационными стендами. Но в действительности даже охраняемые территории имеют сложную ситуацию. Из-за стремления к получению прибыли, слабого государственного контроля аутентичность памятников находится под угрозой. Вопреки требованиям международных организаций, внутри исторических ареалов почти бесконтрольно ведется строительство. «Реставрация» старых построек осуществляется так, как собственник этого желает, возведение новых зданий производится без внимания к общему архитектурному стилю. Пройдет еще несколько лет, и древний Несебер сохранится лишь в запасниках музеев, а туристам без всякого зазрения совести за старину будут выдавать только новоделы.

Аналогичная ситуация происходит в области охраны природных территорий. Так, в экологическом заповеднике Камчия можно видеть людей, которые живут в домиках непосредственно на охранной территории реки. Причем развешенные кругом тонкие китайские сети красноречиво говорят о роде занятий их хозяев (в Украине такие сети запрещены, как исключительно браконьерские способы использования).

Не лучше ситуация обстоит в зонах за пределами обустроенных пляжей. Обратив внимание на территории, которые расположены чуть в стороне от стандартных маршрутов, можно увидеть грустную картину. Так, в городке Шумен, с расположенной в нем известной средневековой крепостью, отсутствуют как указатели, так и туристические центры. Схематическая карта находится в горсовете, но отсутствует внутригородской транспорт, который смог бы довести до исторических объектов. А ведь в городе имеется огромное количество мест, интересных для туристов.

Итак, можно сделать следующие выводы. Наличие природных, культурных и рекреационных ресурсов на территории требует государственной поддержки и контроля туристического бизнеса. Если отсутствует общая координация со стороны властей, то такая деятельность будет существовать с трудом: нужен грамотный маркетинг территорий. В него должны входить информационные центры, реклама интересных объектов и территорий. Да и такие мелочи, как продвижение отдельных маршрутов и установка дорожных указателей не должны остаться без внимания.

При этом, в погоне за туристической привлекательностью и прибылью надо обязательно помнить о сохранении и поддержке объектов культурного и природного наследия. Ведь при сохранении этих объектов, одновременно создаются условия для инвестиционной привлекательности территорий, привлечения большого числа туристов не только сегодня, но и в обозримом будущем.